Маслоохладитель представляет собой кожухотрубный теплообменник. Система охлаждения прямоточная. Источник воды - пруд-охладитель. В системе охлаждения турбинного масла имеется три маслоохладителя соединённых параллельно. Два работают, один в резерве. Максимально допустимая температура масла составляет 45ºC.
Образование накипи в маслоохладителе со стороны охлаждающей воды приводит к ухудшению теплопередачи, и снижению эффективности охлаждения масла. По достижении критического значения, работу маслоохладителя приходится останавливать и удалять накипь с помощью кислоты.
Ожидается, что применение ФПНУ (ферритного противонакипного устроства) позволит предотвращать образование новых отложений. Также ожидается, что существующие отложения будут удалены частично или полностью. Контроль эффективности работы системы будет производиться путём определения коэффициента теплопередачи.
Для проведения пилотного проекта, было решено, что в резерв будет переведён средний маслоохладитель, на трубопровод к одному из крайних маслоохладителей будет установлено ФПНУ, а маслоохладитель с противоположной стороны станет контрольным.
При 20ºC норматив концентрации растворимых солей составляет 20 мг/дм3 для кальция и 16 мг/дм3 для магния. Фактическая концентрация солей в воде гораздо выше, поэтому наблюдается их осаждение в виде накипи на поверхностях теплообмена.
Испытания были проведены в период с 19.10.09г. по 28.02.10г. В течение этих 123 дней было 9 дней простоя. В период испытаний, каждый час, на выходах обоих маслоохладителей, измерялась температура охлаждающей воды и температура масла. Среднечасовой график входящих температур охлаждающей воды был получен входящих температуре из базы данных компьютера энергоблока. Принимая расход масла и расход охлаждающей воды за постоянную величину, была рассчитана температура масла на входе в маслоохладитель.
Поскольку целью работы было проанализировать долговременные изменения теплопередачи, мы создали из почасового графика график среднесуточных температур, и далее использовали его в последующих расчетах. Изменения среднесуточной температуры исходной воды находились в пределах 1ºC, поэтому мы решили считать её условно постоянной. На рисунке ниже приведены значения теплопередачи по двум маслоохладителям (тёмного цвета) и разница между их значениями (светлая кривая). С ФПНУ теплопередача, а значит и эффективность охлаждения, возросла не менее чем на 25%.
Тест подтвердил, что ФПНУ в открытых системах охлаждающей воды:
- Гарантирует отсутствие образования твердых отложений (особенно CaCO3) на поверхностях теплообмена со стороны охлаждающей воды.
- Частично устраняет существующие отложения, вызванные наличием солей жёсткости в охлаждающей воде.
Таким образом, данная система является альтернативным решением системам шариковой очистки и химическим промывкам теплообменников.
Потребляемая электрическая мощность ФПНУ составляет менее 0,1 кВт.
Применена модель ФПНУ на трубу Ду150.
На основании проведённых тестов, данное оборудование рекомендовано для защиты теплообменников всех типов, например подогревателей воды, маслоохладителей, конденсаторов пара.
Перевод с венгерского.
Авторы: János Őcs, Louk van den Bosch
Материал предоставлен компанией HydroFLOW Magyarország Kft.
Фото: Vertesei Eromu Rt
Справка:
Электростанция в г.Оросланы (Венгрия)
Оператор: Vertesi Eromu Rt
Состав: 4 энергоблока по 65 MВт
Топливо: уголь
Ввод в эксплуатацию: 1961-1963г.
Котлы: Rafako
Турбогенераторы: Skoda, Ganz